Эл.почта: info@u-chat.ru

12+

Рубрика «Личности в образовании»

Уважаемые читатели! Мы запускаем новую рубрику на нашем сайте "Личности в образовании".
И хотели бы ее начать с знакомства  с нашим замечательным другом, доктором психологических наук, профессором - Владимира Товиевича Кудрявцева

Владимир Товиевич Кудрявцев- доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО, Президент Автономной некоммерческой организации «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева».

Ученик и соратник психолога и педагога В. В. Давыдова. Последователь философа Э. В. Ильенкова. Автор свыше 300 научных и научно-методических работ, в том числе более 10 книг. Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования, методических материалов к ней, концепции культуросообразного образования (2002), проекта «Развивающая педагогика оздоровления», банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребёнка (БТКК — Батарея Тестов Креативности Кудрявцева) и др.

Построенные на этой основе образовательные модели апробируются и внедряются в ДОУ и школах 50 регионов России. Руководитель и автор проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки».


Статья Владимира Товиевича  "Что проспал Ваня и не проспал Петя?"

Существует известный педагогический анекдот. Мой младший брат первоклассник каждое утро сам ездит на 137 троллейбусе в 1248 школу, чтобы научиться считать до 10.

Анекдот – столь же точный, сколь и грустный. Он точно передает ситуацию в нашей школе, которую посещают реальные, живые, а отнюдь не анекдотические дети.

Перспективы раннего обучения: в Оксфорд или в неврологическую клинику?

Реальный случай – из практики моего коллеги-психолога.  Ему привели на консультацию двухлетнего малыша. Оказывается, он испытывает трудности… в обучении английскому языку. Нет, в полтора годика, когда только начали изучать язык  с университетским (!) преподавателем все шло, как по маслу. А сейчас интерес пропал, появилось упрямство, капризность, нервозность… Пресытился – так считает мама. Ей невдомек, что все эти симптомы вызваны тем, что драгоценное время, отведенное для того, чтобы полноценно прожить и пережить собственное детство – бегая, прыгая, играя, ломая вещи, слушая сказки, общаясь, - растрачивается на педагогические эксперименты взрослых. Да, они  желают счастья своим детям, когда записывают их в садики с преподаванием логики, риторики, йоги, экономики и бального танца, полагая, что оттуда – прямая дорожка в Кембридж или Оксфорд… Увы, очень часто – в неврологическую клинику. При полном неумении делать потом многое из того, что умеют сверстники, не получившие до школы «повышенного уровня образования» («школа с повышенным уровнем образования» термин, который придумали чиновники 90-х, равнозначный  термину «больница с повышенным уровнем вылечивания»).  С вытекающими отсюда трудностями школьного обучения. С тем, что психологи называют выученной беспомощностью. Нередко –  на всю оставшуюся жизнь.

Я сегодня не такой как вчера?

 

В книге, замечательного психолога академика В.В. Давыдова «Теория развивающего обучения» описан типичный случай:

...- Дети, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Мы научились решать задачи в два действия. 

- Поднимите руки, кто сегодня научился решать задачи в два действия?… Вижу, почти все научились…  А ты, Ваня?

- А я это и так знал!

А ведь еще какие-то 45 минут назад Ваня демонстрировал полную беспомощность в решении задач данного типа, но урок, (учитель) сделал свое дело, и Ваня научился.  Точнее – его научили, ибо новое умение «овладело» ребенком незаметно для него самого. Ваня даже не увидел разницы, не разглядел границы между двумя состояниями – «бывшим» и «нынешним». Ему действительно привили нечто «новое», но для самого себя он остался прежним. Подлинного события встречи с новым знанием (умением), увы,  не состоялось. Ведь ареной этой встречи является вовсе не классная доска или страница учебника.

Решая задачу, ребенок не смог осмыслить те преобразования, которые происходят внутри него самого. Задача решилась - и прекрасно! А те внутренние, психологические проблемы, которые преодолевались ребенком в скачке от незнания к знанию, от неумения к умению, так и остались не замеченными им. Ребенок даже не успел осознать и понять, что в его сознании свершилась маленькая «революция», он так ничего и не узнал нового... о себе, учащемся, будучи  лишь обучаемым кем-то извне.   Но ведь в этом - главный смысл учения, в отличие от школярства. В этом – условие возникновения желания и умения  учиться, если не путать его с простой «обученности» или «обучаемостью».  

Пример с Ваней характерен для традиционной массовой  школы. Традиционная школа - школа обучаемых. Под категорию здесь подходят и «сильные» дети. Тот же Ваня, упражняясь в решении задач нового типа, мог проявлять какую-то активность, преодолевая неизбежные при «усвоении нового» познавательные затруднения. Более того, не исключено, что затем учитель в целях конкретизации и закрепления усвоенного способа решения предложил Ване применить его не только в  типовых, но и в нестандартных условиях. Возможно, теперь уже «обученный», Ваня с этим справился. И все же… Ваня, как и большинство его соучеников, «проспал» самое главное - момент собственного интеллектуального роста.

…Ребенок – впервые на пороге школы. Казалось, стоит перешагнуть этот порог, и ты ступишь на «терра инкогнита», окажешься в новой - чудесной реальности, в твоей судьбе произойдет что-то очень важное, радикально меняющее привычное течение жизни. Но, перейдя заветную черту, вчерашний дошкольник вскоре начинает убеждаться, что ничего особенного с ним не происходит. Более того, все очень напоминает «прошлую» – проведенную на детсадовских занятиях жизнь. Просто «развитие речи» и «обучение грамоте» постепенно становится «русским языком», «развитие элементарных математических представлений» – математикой, «ознакомление с окружающим» предстает сразу в двух лицах – «природоведенья» и «крае(городо)веденья» и т.д. Словом, ребенок, во всяком случае – выходец из детского сада, встречает старых знакомых в новых обличиях.   

Поначалу, конечно, многообразие внешних изменений - налицо. Например, картонные грибочки – вместо настоящих, счетные палочки – вместо сосчитываемых яблочек. И, разумеется, правила и определения, которые нужно заучить и следовать им при работе с конкретным материалом. Да, - еще умение держать перед учителем словесный отчет о выученном, причем, так, «чтобы от зубов отскакивало».

Можно возразить: разве этого мало? – Ответим: много, может быть, даже слишком много. Однако  все эти «достижения» в принципе не выходят за пределы обыденного опыта, накопленного ребенком до и вне школы. Школьные знания и умения осваиваются при помощи тех способов познания, которые уже стихийно привиты  в домашних и «уличных» условиях или были целенаправленно сформированы  в детском саду. Массовое начальное обучение не несет в себе главного – источника детского развития.  И если развитие происходит, - а оно происходит! – то не благодаря, а вопреки принятой системе обучения. Об этом писал почти 40 лет назад В.В. Давыдов, а сегодня ситуация еще больше ужесточилась. В итоге стремление учиться часто пропадает не в начале подросткового возраста, что психологически объяснимо,  а уже в младшем школьном. Иногда - по завершению первого полугодия первого года обучения. Упадок интереса ребенка к учению – оборотная сторона утраты его интереса к себе, своим возможностям, своим свершениям. Ведь он превращается в ходячую обыденность, занятую повторением пройденного не просто на уроках – в жизни. Собственно, тоже самое можно сказать и взрослом, педагоге, который в сотый раз проводит ребенка по тем же исхоженным толпами детей и учителей дорожкам.

    

Продолжение будет опубликовано 24.06.2022 г.

Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы получить возможность комментировать материалы.

Личный кабинет

!Чтобы комментировать статьи, получить доступ к закрытым материалам, общаться на форуме и скачать Ваш сертификат, зарегистрируйтесь или войдите в Личный кабинет:

Вход / Регистрация

Ближайшие курсы

КПК «Практикум:...

Важной проблемой на сегодня становится реализация требований обновленных ФГОС,...

Конкурсы

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ: Внимание КОНКУРС! Всероссийский творческий...

Последние темы на форуме

  • Нет сообщений для показа