Эл.почта: info@u-chat.ru

12+

Рубрика «Личности в образовании»

Статья Владимира Товиевича Кудрявцева  "Что проспал Ваня и не проспал Петя?" продолжение

 

Умение учиться – это умение мыслить

 Первоклашка тянет руку, ему хочется уточнить, в какую сторону пишется буква «Е». А ведь учительница все уже показала и доступно разъяснила, и другие дети с опорой на это пишут буквы правильно. Всем все ясно, но не ему. Им, возможно, будет все ясно и потом, будет казаться, что они это уже знают. Хотя на самом деле все это может оказаться лишь иллюзией ясности, подкрепленной дотошным учительским показом и разжевыванием. Дважды два – четыре? Прекрасно. А если мы помножим  друг на друга две капельки воды? …«Все» не станут лишний раз беспокоить учителя «глупыми» вопросами, хотя в том числе из этих вопросов и попыток разобраться в них и состоит труд учения. В отличие от «всех» он это почувствовал и продолжает тянуть руку – пытается втянуть учителя в процесс собственного учения, заставить его учить себя, а не пережевывать заново и так понятное. Увы, учитель нередко отмахивается от такого «дотошного» ученика, а то и вовсе забраковывает его на правах неуспевающего. Хотя в первом классе, да и в последующих, умение самостоятельно запросить специфическую учебную помощь говорит о развитой школьной готовности ребенка, его стремлении научиться учиться. Стоит ли удивляться, что учительское безразличие или, хуже, осуждение подобных попыток, убивает это стремление на корню.

Между тем, не просто научить,  научить ребенка учиться – прямая задача учителя и основная функция школы. Ведь научит «вообще» может каждый и не обязательно под сводами школьного здания. И только в школе можно научить учиться -  научить  задавать вопросы, озадачиваться, сомневаться, спорить (со сверстником, учителем, самим собой), строить учебные диалоги, самостоятельно оценивать свои возможности и многое другое. Знания – только инструмент всей этой непростой работы. Как видим, умение учиться, по большому счету, совпадает с умением мыслить.

Петя – счастливый случай

Петя младше Вани. Он еще ходит в садик, правда, не в обычный, а в экспериментальный, работающий по программе развивающего дошкольного образования «Тропинки», в его младшую группу. И посещает, в частности, музыкальные занятия.  Петя уже владеет приемами извлечения при помощи клавиш самых простеньких созвучий. Но сегодня на занятии, которое проводится в игровой форме, он – не ученик, а выдающийся композитор, который впервые на публике исполняет свое новое произведение. Группа детей («слушатели») встречает его овацией. Ребенок, вживаясь в образ, садится за инструмент и приступает к игре. Конечно, это те же самые элементарные созвучия. Но постепенно он начинает придавать звучанию все более экспрессивный характер, интонировать, делает первые робкие попытки импровизировать. Зал все эмоциональнее поддерживает его. И у него возникает сильнейшая мотивация – оправдать ожидания «публики»: ведь перед ней не Петя, а композитор с мировым именем.

В упражнениях Пети окружающие  должны услышать именно этого гения, который своей музыкой, своим творчеством хочет сказать людям что-то очень важное и значимое… И он не должен их обмануть.

Разумеется, одно занятие само по себе не превращает ребенка в музыканта-виртуоза, и, вообще это не цель занятий. Но от раза к разу у детей возрастает не только  способность к решению музыкально-творческих задач, но и сама техника исполнения.  Потому что каждый из этих «разов» - незабываемое событие.  

Овации сверстников разбудили пока только-только складывающееся самосознание Пети. Возвестив в игре о том, что Петя – больше чем Петя. Вполне вероятно, что Петя теперь и на самом деле «перерастет себя». Не раз перерастет, сознательно испытывая радостные чувства от своего изменения. Между прочим, это то, что особо ценится и в Кембридже, и в Оксфорде…   

Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы получить возможность комментировать материалы.

Личный кабинет

!Чтобы комментировать статьи, получить доступ к закрытым материалам, общаться на форуме и скачать Ваш сертификат, зарегистрируйтесь или войдите в Личный кабинет:

Вход / Регистрация

Ближайшие курсы

КПК «Практикум:...

Важной проблемой на сегодня становится реализация требований обновленных ФГОС,...

Конкурсы

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ: Внимание КОНКУРС! Всероссийский творческий...

Последние темы на форуме