Эл.почта: info@u-chat.ru

12+

Рубрика «Личности в образовании»

Доброго дня, коллеги! Сегодня хотим познакомить Вас с Мухиной Натальей Николаевной. 

Наталья Николаевна  в 2003 году закончила КГУКИ по специальности "Библиотечно-информационная деятельность". С 2004 по август 2017 гг. являлась старшим преподавателем КазГИК. В 2012 году присвоена степень кандидата исторических наук в области библиотековедения. С августа 2017 года по 2020 год была заведующей библиотекой "Многопрофильной школы №181" г.Казани, а с сентября 2020 года является заведующей библиотекой  МБОУ "Гимназия №90" г.Казани.

 

Музей в библиотеке: организация

Говоря о библиотеках как об информационных и культурно-просветительных центрах, площадках коммуникации, интеллектуального и творческого досуга жителей города, округа, посёлка, села, не следует забывать о другой их важнейшей, вневременной задаче — быть собирателями, хранителями, трансляторами культурного наследия. Стремление переформатировать библиотеку в соответствии с требованиями динамически меняющейся реальности, с запросами личности, ориентированной на востребованность, успех, отодвигает эту задачу на задний план.

Между тем именно функция собирания и хранения наследия, его актуализации является базовой функцией библиотеки как института культуры. Культура генетически и по смыслу связана с категорией памяти — памяти творческой, осознанной, а её восприятие — со способностью постигать культурные явления в органической связи друг с другом, связи не только синхронной, но и диахронной, предполагающей единство памяти, а значит, непрерывность истории.

Собирание наследия — функция, сближающая библиотеки с музеями и архивами. Эту общность подчёркивает история библиотечного, музейного, архивного дела, время, когда эти ныне самостоятельные звенья культуры были едины.

«Всякий человек носит в себе музей». И всякий человек может быть личностью, музей создающей. Этот принцип лежит в основе возникновения и деятельности библиотечных музеев. Они редко создаются специалистами — в основном энтузиастами, по инициативе сотрудников библиотек, читателей, общественности. В создании этих музеев часто принимают участие родственники, друзья и потомки тех личностей, память которых увековечивается. Музей могут создавать даже дети: именно так, руками детей, в г. Боровске был создан музей военно-морской династии Сенявиных, представители которой были жителями Боровского края.

В профессиональном музее никакая самодеятельность невозможна. Здесь правят бал музейные работники, проектировщики, дизайнеры, художники. Библиотечный музей собирается «всем миром», поэтому экспозиция зачастую выглядит кустарно. Но это та благая «кустарщина», которая даёт возможность каждому создателю музея ощутить себя борцом против беспамятства и забвения.

Прежде чем говорить о том, что из себя представляет музей в библиотеке, вспомнить что же такое просто «музей»?

Музей – это учреждение, доступное широкой публике, призванное служить обществу и способствовать его развитию. Музеи хранят культурное и историческое наследие прошлого.

Музей в библиотеке – это понятие отражает тот процесс, когда библиотеки стали присоединять к своим книжным собраниям уникальные предметы культуры и старины, повседневного быта (артефакты). Эти коллекции и становятся, как правило, основой и стимулом для создания музея в библиотеке.

библ.jpg

Музей книги Национальной библиотеки Республики Беларусь

Ведущие библиотековеды выделяют ряд причин возникновения музеев при библиотеках.

  • Библиотека остаётся, в сущности, единственным бесплатным, а, следовательно, по-настоящему общедоступным социальным институтом.
  • Библиотеку посещают люди с разной мотивацией, разных возрастов и профессий.
  • Музейные экспозиции в библиотеках создаются по инициативе самих библиотекарей, либо владельцев ценных документов, экспонатов.
  • Библиотеки, занимаясь краеведческой деятельностью, изучая историю своих городов, районов, сёл, собирают наряду с письменными источниками, предметы материальной культуры прошлого, предметов быта своего региона.

В библиотечном музее больше возможности для интерактивности, для проведения на его базе культурно-досуговых программ, экскурсий, индивидуальных занятий.

Почему музейные экспозиции стали создаваться в библиотеках?

1.В первую очередь это определено в современном обществе миссией библиотеки. Библиотека сегодня — это гуманитарное учреждение, социальной функцией кото­рого является активное участие в образовании и воспи­тании человека, в формировании его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры, в обеспечении прав личности всемерно пользоваться ду­ховными ценностями.

2.Официальную возможность для претворения этой миссии в жизнь в 1992 г. дал документ «Основы законо­дательства Российской Федерации о культуре» (1992). Ра­бота по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей определена в нём как«культурная деятельность», там же (ст. 4) отмечены ос­новные направления этой деятельности. К ним отно­сятся: изучение, сохранение и использование памятников истории и культуры, художественное творчество, народ­ные промыслы, музейное дело и коллекционирование, книгоиздание, библиотечное дело, а также «иная дея­тельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности». «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не ставили никаких ограничений в области культурной деятельности. Таким образом, на основа­нии вышеназванного документа библиотеки получили право заниматься всеми видами культурной деятель­ности, включая музейную. Это послужило катализато­ром для свободного развития музейной деятельности в библиотеках.

3.Подтверждено это было и положениями Федерального закона о библиотечном деле в 1994. В статье 13 Закона указывается, что библиотеки сами определяют «содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах».

Ну и, пожалуй, самое главное, в таком музее не придерживаются строго музейного правила: «Руками не трогать!»

Музей в библиотеке может по-настоящему состояться, ЕСЛИ:

… сами сотрудники будут увлечены идей его создания;

… они готовы добровольно взять на себя дополнительную нагрузку;

… получат методическую и практическую помощь;

… сумеют привлечь к работе по организации музея читателей, жителей своего города, района, села;

… у библиотеки будут единомышленники из числа именитых земляков;

… библиотеки найдут поддержку у местной администрации, руководства.

На данный момент кандидат педагогических наук Юлия Анатольевна Демченко, сотрудник Еткульской ЦБС Челябинской области в рамках своей диссертации предлагает свой вариант классификации библиотек, осуществляющих музейную деятельность:

- по структуре:

*библиотеки с музейным отделом

*библиотеки, не имеющие музейного отдела;

- по степени функционирования:

*библиотеки-музеи,

*музеи-библиотеки,

*библиотеки с библиотечным музеем,

*библиотеки с мини-музеем;

-по форме:

*библиотеки, непосредственно участвующие в работе музеев, не входящих в их состав,

*библиотеки, сотрудничающие с музеями,

*библиотеки, организующие библиотечно-музейные выставки.

Главный библиограф отдела информационно-библиографического обслуживания Национальной библиотеки Удмуртской республики  О. Г. Колесникова в аналитической справке «Музейная деятельность библиотек России» в зависимости от профилирования и формы организации музейных коллекций  выделяет некоторые их типы и виды. Прежде всего, разграничивает такие понятия, как «библиотека-музей» и «музей при библиотеке».

 

Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы получить возможность комментировать материалы.

Личный кабинет

!Чтобы комментировать статьи, получить доступ к закрытым материалам, общаться на форуме и скачать Ваш сертификат, зарегистрируйтесь или войдите в Личный кабинет:

Вход / Регистрация

Ближайшие курсы

КПК «Практикум:...

Важной проблемой на сегодня становится реализация требований обновленных ФГОС,...

Конкурсы

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ: Внимание КОНКУРС! Всероссийский творческий...

Последние темы на форуме