Эл.почта: info@u-chat.ru

12+

Продолжение статьи Мухиной Натальи Николаевны "Музей в библиотеке: организация"

Продолжение статьи Мухиной Натальи Николаевны "Музей в библиотеке: организация"

Музей при библиотеке функционирует как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при каком-либо отделе).

Библиотека-музей – учреждение, где на первый план выносятся мемориальные задачи (примерами могут служить Пушкинская библиотека-музей ЦБС г. Белгорода, Гаврилов-Ямская межпоселенческая центральная районная библиотека-музей в Ярославской области и др.). Организационный статус такой библиотеки меняется, и первостепенной становится музейная специфика. Библиотека принимает на себя научно-исследовательские функции и ведет углубленную поисково-собирательскую деятельность. Все подразделения библиотеки при этом работают на единой концептуальной основе, используя как музейные, так и библиотечные методы и формы работы. Музейная экспозиция при этом статична – это печатные материалы, неопубликованные документы, фотографии, предметы быта, картины, скульптуры.

Библиотеки-музеи и музеи при библиотеках можно разделить на несколько групп. Во-первых, это музеи книги, отражающие историю книжного дела. Их отличительная особенность – наличие в фонде книжных памятников и архивных документов. Музеи книги в качестве структурных подразделений функционируют в таких библиотеках, как РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, Курганская ОУНБ им. А. К. Югова, Зональная НБ Воронежского государственного университета, ЦГДБ им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге (Музей детской книги), ЦГБ г. Невинномысска (Ставропольский край) и др.

Музеи истории библиотечного дела по своему содержанию и методике работы близки к музеям книги. Их отличительная особенность – наличие в фонде документов по истории возникновения и развития библиотек определенного региона (района, города). Подобные музеи созданы в Национальной научной библиотеке Республики Северная Осетия-Алания, Новосибирской государственной областной научной библиотеке, ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Сарапула (Удмуртская Республика), ЦГБ г. Мурманска.

Тематические музеи при библиотеках выбирают в качестве профиля какую-либо конкретную тему или предмет. Мемориальная функция этих музейных экспозиций развивается в русле изучения и популяризации избранной тематики.

Основная цель организации историко-краеведческих и историко-этнографических музеев в библиотеках заключается в изучении и сохранении материальной и духовной культуры народов, населявших в прошлом ту или иную территорию и живущих на ней в настоящем. В целом по стране библиотечные музеи подобного типа численно превосходят все другие.

Виртуальные музеи – это музеи, существующие в глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет благодаря объединению информационных и творческих ресурсов для создания принципиально новых виртуальных продуктов – виртуальных выставок, коллекций и др. Опыт создания виртуальных библиотечных музеев уже имеется у Псковской ОУНБ (музей книги «Дыхание веков»), Костромской УНБ (музей А. Ф. Писемского), ЦБС г. Пскова (музей поэта, писателя, публициста, переводчика и общественного деятеля Станислава Золотцева), Кондопожской ЦРБ им. Б. Е. Кравченко Республики Карелия (виртуальный музей «Kondopoga.ru»).

Музей может функционировать как самостоятельное подразделение (отдел библиотеки или сектор при конкретном отделе); существовать в виде небольшого краеведческого уголка на абонементе, в читальном зале или в виде регулярно обновляемых экспозиций, развернутых в библиотечных холлах. Другой вариант – когда наряду с книгой формирование и раскрытие вещно-иллюстративного ряда становится одним из главных, официально заявленных приоритетов. При этом меняется статус библиотеки, она принимает на себя исследовательские функции и получает наименование «библиотека-музей». В структуру библиотеки-музея могут входить: абонемент, читальный зал, собственно музей.

Тем, кто только подумывает о создании мини-музея, кратко расскажу о шагах, которые необходимо сделать.

Шаг 1. Изучение нормативно-правовой базы музейной деятельности.

Шаг 2. Разработка концепции музея (определение цели и задачи, функции, принципа формирования и пр.)

Шаг 3. Создание совета музея, определение его руководителя.

Шаг 4. Составление Паспорта.

Шаг 5. Определение круга комплектования фондов музейной коллекции (обычно включают вещественные источники (предметы быта), письменные (архивные материалы, книги, журналы, газеты по теме), изобразительные (фотографии и рисунки), аудио- и видеозаписи).

Шаг 6. По возможности, организация учёта музейных экспонатов (экспонаты  могут иметь этикетки (ярлыки), где указываются их названия  и сообщаются дополнительные сведения. Иногда делаются записи: когда, откуда и от кого поступают экспонаты)

Шаг 7. Разработка дизайна мини-музея, экскурсий.

Итак, обо всем поподробнее.

Обязательным условием создания музея является наличие:

- собранных и зарегистрированных в соответствующих учетных формах музейных экспонатов, на основе которых может быть создана экспозиция;

- локально-правовых актов;

- помещения и оборудования, обеспечивающего сохранность музейных коллекций и условия их показа.

Для организации и функционирования библиотек-музеев и музеев как структурных подразделений библиотек необходимы локальные нормативные акты.

К локальным нормативно-правовым актам относятся:

1. Приказ об открытии музея на правах отдела или сектора, приказ об изменении статуса библиотеки в библиотеку-музей. В приказе за подписью руководителя (директора центральной библиотеки) обязательно должны быть указаны:

- цель и причина открытия музея (например: в рамках реализации такого-то проекта или с целью сохранения истории библиотечного дела в районе);

- отдел, курирующий деятельность музея;

- ответственный за работу музея и состав рабочей группы по формированию экспозиций. Если мы говорим о школьной библиотеке, то музей курирует заведующая библиотекой;

- обязательные изменения и поправки в должностные инструкции сотрудников (если музейная деятельность будет для работника совместительством), или разработка новой должностной инструкции, если будет выделена дополнительная штатная единица;

- пункт о разработке документов, регламентирующих деятельность музея: Положения, годового плана, перечня услуг, графика работы и т.д.;

- помещение, выделенное для музея, и перечень ремонтных работ, сроки, отведенные на исполнение приказа (создание музея как новой структурной единицы библиотеки).

2. Положение о библиотеке-музее, или Положение о музее как структурном подразделении библиотеки. Положение должно отражать так называемые «паспортные сведения» (название, официальный адрес, руководителя, инициативную группу, режим работы), его основные цели, задачи, структуру, содержание работы.

Новое Положение музея при библиотеке составляют, подобно должностной инструкции, только в том случае, если музей станет самостоятельной структурной единицей. Если даже при наличии отдельного помещения, постоянной экскурсионной и учебно-воспитательной деятельности, музейная экспозиция лишь неотъемлемая часть работы отдела библиотеки, отражающая его особенности, то эти сведения добавляются к существующему Положению об отделе центральной библиотеки или Положению библиотеке-филиале, либо Положению школьной библиотеки.

3. Должностная инструкция. Данный документ строится по установленной в библиотеке схеме.

4. Паспорт музея. Паспорт включает официальный адрес и название музея, номер приказа об открытии музея, состав, состояние и объем музейного фонда. Возможно приложение в виде дополнительного листа с ежегодными дополнениями по показателям: количество экспонатов, посещаемость музея, количество экскурсий. Этот документ обязательно заверяется руководителем.

5. Инструкция по учету и хранению музейного фонда составляется с учетом особенностей музея.

6. План работы библиотеки-музея или музея как структурного подразделения библиотеки.

7. Перечень услуг (бесплатных и дополнительных платных).

8. Договор о сотрудничестве. Работа музея строится на основе включенности библиотеки в культурное, информационное, образовательное пространство региона. К его деятельности необходимо помимо библиотекарей привлекать профессиональных историков, музейных работников, учителей, сотрудников архивов. С этой целью с учреждениями культуры, социальной сферы, а также с частными лицами составляются договоры о творческом сотрудничестве.

Музейную деятельность необходимо отразить в Уставе или Положении о библиотеке. Работа по созданию музея при библиотеке включает предварительный, основной и заключительный этапы.

Предварительный этап предполагает следующие действия:

1. Анализ имеющихся на хранении в библиотеке вещественных и документальных материалов с точки зрения музейных экспонатов.

2. Оценка потенциала библиотеки с позиции необходимости создания музея.

3. Определение профиля музея, типа в зависимости от форм организации (комната, уголок), его название, проект экспозиции, программу деятельности.

4. Изучение федеральных и региональных нормативно-правовых актов, раскрывающих сущность и положения музейного дела.

5. Консультирование с музейными специалистами.

В основном этапе:

1. Формируется фонд музея (предполагаются акции по сбору экспонатов, документальное оформление поступивших экспонатов, составление актов поступлений, карточек научного описания, книги поступлений музейных предметов).

2. Создание справочного аппарата музея (картотеки).

3. Работа по поиску источников финансирования (гранты, спонсорская помощь, поддержка местной администрации).

4. Выделение под музей помещения, проведение ремонтных работ.

5. Создание интерьера помещения (в том числе приобретение специализированного музейного оборудования).

6. Размещение и оформление экспозиций.

7. Разработка экскурсий по музею. 8. Разработка пакета документов, регламентирующих деятельность музея или структурного подразделения.

В заключительном этапе – разработка рекламной продукции и рекламных акций, получение отзывов специалистов о проделанной работе, написание сценария и официальное открытие музея.

Итак, создавая музей, необходимо:

- получить поддержку со стороны учредителей на выделение финансовых средств для пополнения и сохранности фондов, улучшение условий их содержания, экспонирования, возможного выделения дополнительной ставки для работы в музее;

- зарекомендовать музей как чрезвычайно необходимый для сохранения истории города/села/района;

- иметь в наличии экспонаты, представляющие научную, историческую, художественную ценность, интерес для местности;

- помещение для размещения музея;

- учетную документацию; - высокий уровень научно-просветительской и культурно-воспитательной работы. Музейные фонды. Любая работа по созданию музея начинается со сбора материалов, т.е. формирования музейных фондов. Они состоят из основного фонда и вспомогательных материалов. В состав основного фонда входят подлинные документы материальной и духовной культуры, а также памятники природы.

Существуют различные классификации основного фонда. Основой принято считать классификацию по типам музейных предметов или источников. Она выделяет:

- вещественные: предметы быта (археологические материалы, одежда, украшения, домашняя утварь, детали жилищ и др.), орудия труда и производственный инвентарь, оружие и военное снаряжение (остатки и детали оружия, военные каски, полевые бинокли, планшеты, котелки), а также флаги, вымпелы, денежные знаки, медали, значки;

- письменные: рукописи и печатные материалы (письма, дневники, различные записи, научные и литературные труды опубликованные и неопубликованные, различные документы местной власти и частных лиц, экземпляры книг, журналов и газет по тематике музея, книги с автографами известных лиц, листовки, объявления);

- изобразительные. Делятся на документальные изобразительные материалы (фотографии, воспроизведение фотографий, рисунков, карикатур, схем в старых и редких печатных изданиях) и произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура). Копии, репродукции произведений изобразительного искусства входят в состав вспомогательного фонда. Авторские оригиналы, а также копии-репродукции с дарственными надписями включаются в основной фонд.

- фоно- и киноисточники (пластинки для граммофонов, патефонов и электрофонов, магнитные ленты, а также магнитные записи бесед со старожилами, ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками; фильмы, зафиксировавшие исторические, культурные события жизни села, города или района, уникальные природные явления).

В состав вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции. Это схемы, диаграммы, муляжи, модели, пояснительные тексты и этикетки, а также репродукции и фотокопии.

При организации экспозиций большую роль играют тексты. Они помогают ориентироваться в музейном фонде, получать информацию о каждом экспонате. Существуют следующие виды текстов:

- ведущие, которые помогают раскрыть содержание экспозиций. Они помещают на видном месте, чтобы каждый посетитель увидел их и прочел;

- оглавительные – названия разделов, комплексов, залов. Одна из важных работ при организации экспозиций – составление подписей под экспонатами, т.е. этикеток. Каждая этикетка состоит из названия экспоната, кратких сведений о нем и дополнительных объяснений. В этикетке к письменному источнику указывают название документа и дату, идею (в связи с чем он составлен). Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. В этикетке к фотографии, картине сообщаются сведения о том, кто изображен и где, а также характеристика изображаемых событий. Если на фотографии запечатлена группа людей, необходимо по возможности указать сведения о каждом из них. При организации музейных фондов необходимо создать такие условия, которые бы обеспечили сохранность коллекции от хищений и порчи, предотвратили повреждения и разрушения экспонатов, создали максимально благоприятные условия для их использования.

Список литературы

Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы получить возможность комментировать материалы.

Личный кабинет

!Чтобы комментировать статьи, получить доступ к закрытым материалам, общаться на форуме и скачать Ваш сертификат, зарегистрируйтесь или войдите в Личный кабинет:

Вход / Регистрация

Ближайшие курсы

КПК «Практикум:...

Важной проблемой на сегодня становится реализация требований обновленных ФГОС,...

Конкурсы

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ: Внимание КОНКУРС! Всероссийский творческий...

Последние темы на форуме